Настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов принял участие в общем говении духовенства Ростовской-на-Дону епархии

20 марта 2020 года, в пятницу третьей седмицы Великого поста, в храме Святой Троицы Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону совершено общее говение духовенства Ростовской-на-Дону епархии.

Клирики во главе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием собрались для общей молитвы, исповеди и причащения Святых Христовых Таин.

После Божественной литургии под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялось годовое Епархиальное собрание. Во вступительном слове Высокопреосвященнейший митрополит Меркурий представил повестку заседания, которая была принята собранием. Архипастырь обозначил одним из основных вопросов повестки деятельность клириков и приходов в связи с угрозой распространения коронавируса. «Это вопрос не только социально-гигиенический, но и вопрос нашей духовной жизни», – сказал архипастырь.

Настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов провел урок в общеобразовательной школе №113, посвященный Дню православной книги

16 марта 2020 г. в общеобразовательной школе №113 г. Ростова-на-Дону прошла встреча  настоятеля Софийского храма протоиерея Анатолия Гомоюнова с учащимися 2 класса, посвященная  Дню православной книги. Священник  рассказал школьникам о книгопечатании и значении книг в образовании, а также показал книги старинного издания: «Евангелие», «Апостол», «Псалтирь», «Азбуку», «Канонник» и «Молитвослов».

Основной темой урока стала славянская азбука и славянские цифры. Ребята узнали, как написать славянскими цифрами нынешний год, а так же год своего рождения. В заключение беседы, дети смогли поближе рассмотреть старинные книги.

Ученики Софийского храма приняли участие во втором туре Кирилло-Мефодиевской олимпиады

15 марта в храме иконы Божией Матери Умиление состоялся II тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Закону Божьему и Священной истории. Воспитанники воскресных школ Восточного благочиния – победители I приходского тура — приняли участие на этом этапе. Ученица Софийского храма заняла призовое место  

Группа 8 лет:

Кафтанова Анна – 2 место

Всем победителям вручил грамоты и подарки благочинный Восточного благочиния, протоиерей Димитрий Осяк.

День православной книги отметили в учреждении социальной защиты населения Ленинского района

12 марта в учреждении социальной защиты населения Ленинского района прошло мероприятие, приуроченное к празднованию Дня православной книги. Настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов поздравил пожилых людей с праздником, и рассказал, что такое православная литература и почему мы празднуем День православной книги.

1 (14) марта 1564 года, 456 лет назад, в Московском печатном дворе русским первопечатником диаконом Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга – «Апостол», именно к этому событию приурочен ежегодный православный праздник – День православной книги, который в 2020 году в Русской Православной Церкви празднуется в одиннадцатый  раз.

Над созданием книги «Апостол» Иван Федоров с помощником работали почти год. Все, изданные ими книги были, в основном, духовно-религиозного содержания и рассказывали о православной вере, помогающей понять Священное Писание, богослужение и приобщиться к православным традициям.

Прихожане Софийского храма почтили память праведника, особо почитаемого на Донской земле протоиерея Иоанна Домовского

   9 марта 2020 года на месте погребения донского подвижника протоиерея Иоанна Домовского на армянском кладбище Ростова-на-Дону состоялась соборная молитва.
В день его кончины заупокойную литию совершил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
За богослужением владыке митрополиту сослужили благочинные церковных округов Ростова-на-Дону, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии, духовенство Ростовской епархии.

Настоятель Софийского храма провел беседу с молодежным клубом «Лампа»

8 марта 2020 года в день памяти святого Иоанна Предтечи настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов провел беседу с молодежным клубом «Лампа». Батюшка рассказал житие святого Иоанна Предтечи:

«Священное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом. К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево. По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное». И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

    11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи».

Завершилась беседа чаепитием, отец Анатолий ответил на все интересующиеся ребят вопросы.

Настоятель Софийского храма г. Ростова-на-Дону принял участие в родительском собрании, посвященном выбору модуля курса ОРКСЭ в школе № 113

5 марта 2020 года в средней общеобразовательной школе №113 Ростова-на-Дону состоялось собрание родителей учащихся третьих классов, которым предстояло выбрать модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), изучаемого в четвертом классе.

В начале собрания выступила преподаватель ОПК. Она рассказала родителям о структуре курса ОРКСЭ и его модулях, один из которых родители вправе выбрать для своего ребенка. Затем перед собравшимися родителями выступил настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов. Священник рассказал о пользе курса «Основы православной культуры» в нравственном воспитании и ответил на вопросы родителей.

В Прощеное воскресенье настоятель Софийского храма протоиерей Анатолий Гомоюнов принял участие в богослужении в Ростовском кафедральном соборе

1 марта 2020 года, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

За богослужением молились ректор Донской духовной семинарии, исполняющий обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря с братией, настоятельница Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону сестрами обители, руководители епархиальных отделов, благочинные округов епархии, воспитанники Донской духовной семинарии, настоятели и клирики храмов Ростовской епархии, многочисленные прихожане.

По окончании вечерни глава Донской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Великий пост – это особое время для спасения, для совершенствования себя к жизни будущего века, переосмысления своей жизни, принесения покаяния. Изменить человека в силах только Господь и его благодать, которая содействует человеку в его делах. Ни власть, ни богатство, ни добрые дела и ничто другое не дает человеку духовного изменения и духовной светлости его жизни. Кроме одного – его покаяния и исправления жизни, сопряженных с силой Божией, которую Господь посылает человеку в молитве». Завершая проповедь, Глава Донской митрополии испросил прощения у всех верующих.