Освященный Архиерейский Собор принял Определение об общецерковном прославлении святого праведного Павла Таганрогского

newspic_orig[1]Освященный Архиерейский Собор принял Определение об общецерковном прославлении святого праведного Павла Таганрогского

В июне 1998 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Ростовской-на-Дону епархии блаженный Павел Таганрогский (1792-1879 гг.). Акт канонизации состоялся в городе Таганроге Ростовской области 7/20 июня 1999 года (в день памяти святого) при стечении тысяч верующих не только из Ростовской-на-Дону епархии, но и других епархий Русской Православной Церкви.

За прошедшее время Комиссией по канонизации святых Донской митрополии была проведена работа по более детальному изучению жития святого Павла Таганрогского, его подвижничества, в особенности творимого им молитвенного подвига, а также уклада жизни созданной им общины.

Путь спасения, избранный святым Павлом, всецело состоял в духе богословской концепции, развитой в свое время святым Григорием Паламой, согласно которой жизнь в миру может и должна сделаться совместимой с аскетической практикой и, более конкретно, с исихастской молитвой.

В этот же самый период (вторая половина XIX века) святой преподобный Серафим Саровский, возрождая традиции старчества, учит, что: «Можно и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве». Что достижимо при соответствующем устроении, когда вся мирская деятельность человека освящена духовным подвигом и подчинена водительству Духа. Верующий мирянин есть тот же аскет, перед ним стоит та же задача стяжания аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями всю мирскую жизнь. По сути, Павлом Таганрогским были восстановлены древние формы христианской жизни, и подвиг его был именно подвигом праведного, но не блаженного и не юродивого.

Вокруг старца создалась община послушников, подражающих его подвигу и наставляемых им. Известны случаи окормления семей старцем, примирения супругов, молитвы о даровании чад. Эти люди и составляли ту общину, которая предвосхитила литургические общности XX века – «монастырь в миру» протоиерея Валентина Свенцицкого, «белое иночество» архиепископа Иоанна Шаховского, «покаяльно-богослужебную семью» священномученика Сергия Мечева.

В настоящее время Комиссией по канонизации святых Донской митрополии собраны письменные подтверждения о молитвенном почитании святого Павла Таганрогского в более чем двадцати епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и вне территории Российской Федерации, в Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, а также в Грузинской Православной Церкви.

Во многих епархиях есть иконы святого блаженного Павла с частицей его мощей, в том числе и на Патриаршем подворье в городе Бари (Италия).

Три года под руководством судебно-медицинского эксперта, заслуженного врача Российской Федерации профессора Виктора Звягина специалисты Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ изучали вопросы, относящиеся к обретению мощей старца Павла и их идентификации.

На основании всех изученных материалов, а также новых открывшихся обстоятельств Освященный Архиерейский Собор принял Определение об общецерковном прославлении святого праведного Павла Таганрогского.

Это знаковое не только для города и области, но и для всего Юга России, событие требует тщательной и широкомасштабной подготовки. Так, Никольский собор, где состоится торжественное прославление таганрогского святого, будет расширен и реконструирован, будет написана новая икона святого.

Общецерковное прославление святого Павла Таганрогского станет торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.

Блаженный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.

Краткое житие святого праведного Павла Таганрогского

Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 21 ноября 1792 года в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год путешествовал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его.

Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома.

Павел много странствовал по святым обителям, неоднократно бывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, посещал Соловецкий, Веркольский, Кожеозерский и другие монастыри, щедро жертвуя на их процветание от своего наследства. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению.

В 1825-30 годах он поселился в Таганроге, выбрав его местом своего будущего подвига. Здесь праведный вел самый простой образ жизни. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работал на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, все работы он выполнял на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставлял работу и спешил в храм на службу.

Праведный Павел поселился в келье в переулке Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя усердие праведного Павла в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом, многие захотели подражать ему в этих подвигах — вокруг старца образовалась многочисленная община, состоявшая из мирян. Община жила по строгим монастырским правилам. Некоторые из членов общины испросили благословение жить в келье со старцем, другие почитатели старца, люди семейные, владевшие имуществом, занимавшиеся торговлей, продолжали жить в своих семьях — старец с любовью их окормлял, являя им образец покаянного подвига в миру.

«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!», — учил праведный Павел.

Многие жертвовали старцу на добрые дела, и он отдавал эти средства на благоустройство храмов и дела милосердия.

Старец часто заказывал обедни и сорокоусты в храмах и монастырях, при этом сам молился за этими богослужениями, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Являясь верным чадом Православной Церкви, он воспитывал в людях благоговение и любовь к ее вероучению, Таинствам и богослужению. «Будь добрым ревнителем Православия! От Апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины», — говорил старец.

Особое внимание старец уделял подвигу паломничества – подвигу молитвенному и телесному: он нередко сам совершал многодневные пешие паломничества и усердно учил этому своих послушников.

Призывая исполнять заповедь о любви к ближним, праведный Павел показывал пример неоскудевающей милостыни и заботы о нуждающихся. Все, приходящие в келью старца с верой, непременно получали помощь и наставление.

Прозревая сердечное устроение каждого, старец по-разному общался с приходящими: одних старец строго смирял, жестко указывая на страсти, гнездящиеся в душе; других же подводил к раскаянию тихо и ласково.

Особую заботу старец проявлял о заключенных таганрогской тюрьмы: передавал им пожертвования, утешал и всячески поддерживал. Некоторые узники доверяли старцу свои покаянные записки, а тот отдавал их священникам и сам усердно молился о заключенных. Усопших заключенных старец Павел готовил к христианскому погребению.

Праведный Павел любил повторять: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым», «Мой куст никогда не будет пуст». С момента кончины старца, которая последовала 10 марта 1879 г., народное почитание угодника Божия не только не прекратилось, но и умножилось, и от года к году все более возрастает.

На место упокоения старца Павла — в часовню на Старом таганрогском кладбище, в Никольский храм, где почивают его мощи, а также в келью, где он провел последние годы жизни, – приходят многочисленные верующие, приезжают паломники со всех уголков России и мира. Обращаясь с молитвой к праведному, люди неизменно получают, по его заступничеству пред Богом, помощь и исцеление.

Почитается в народе и ученица старца Павла – старица Мария Величко, возглавившая общину после его кончины. Известны многочисленные случаи прозорливости и молитвенной помощи старицы Марии.

20 июня 1999 года Русская Православная Церковь канонизировала праведного Павла, причислив его к лику местночтимых святых. В момент прославления великое множество людей стало очевидцами чудесного события: в середине Литургии, вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг.

Так Церковь земная прославила своего подвижника, а знамение стало свидетельством радости Церкви Небесной и истинной святости праведного Павла Таганрогского.

За прошедшие годы почитание святого праведного Павла Таганрогского вышло далеко за пределы Донской митрополии. Иконы и частицы мощей блаженного Павла в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий, в том числе ближнего и дальнего зарубежья.

Общецерковное прославление святого Павла Таганрогского стало торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.

Праведный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.

99_Sv.Pavel.taganrog[1]